Государственное учреждение образования "Ясли-сад №143 г.Гомеля"

246000, г.Гомель, ул.  П.Бровки 39, тел. +375232 568993, +375232 569022, 

 E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Время работы: 07.30-18.00 

Приучаем ребенка к активному образу жизни

 

(опубликовано 02.06.2020)

«Золотыми лучами обжигай!» - всё, 

что нужно знать об ожогах  

      Очень часто летом бывают солнечные ожоги, которые обусловлены неконтролируемым воздействием солнечного излучения. Они возникают, как правило, в первые дни отдыха, когда у ребенка еще не выработалось достаточное количество защитного пигмента меланина. В большинстве случаев ожоги бывают неглубокими, редко достигают второй степени, однако могут занимать большую площадь тела ребенка. Ожоги второй степени (с образованием пузырей, наполненных прозрачной жидкостью) локализуются на плечах и на верхней части туловища. 

    Особенность ожогов их отсроченное появление. Ребенок может находиться на солнце несколько часов, прежде чем почувствует боль, жжение, а взрослые заметят покраснение кожи. Первые симптомы ожога возникают через 3-4 часа после воздействия ультрафиолета, в течение примерно такого же периода времени симптомы прогрессируют. Если  признаки солнечного ожога уже обнаружены во время прогулки, нужно быть готовым к тому, что через несколько часов состояние ребенка ухудшится. 

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СОЛНЕЧНОМ ОЖОГЕ 

1. Одеть ребенка и увести в прохладное помещение. 

2. Обеспечить ему прохладный душ или ванну. 

3. Предложить обильное, дробное питье. 

5. Местно можно применить аэрозоли с защитным и обезболивающим эффектом (Пантенол, Винизоль, Ливиан, Наксол) 

6. В случае образования пузырей самостоятельно вскрывать их нельзя. При самопроизвольном их вскрытии следует аккуратно срезать омертвевшую кожу маникюрными ножницами. 

ПРОФИЛАКТИКА СОЛНЕЧНЫХ ОЖОГОВ 

1. Нужно беречь детей от прямых солнечных лучей в период максимальной солнечной активности с 10 до 16 часов. 

2. Использовать солнцезащитные кремы. 

3. Надевать защитную одежду и головной убор.

                                                                                                 (опубликовано 01.06.2020)

Консультация для родителей:

 «Как правильно закаляться летом, чтобы солнце, воздух и вода приносили пользу». 

     Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы. Солнце хорошо, но в меру Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.  

     До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов.        

       Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой. Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движений. Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали. Осторожно: тепловой и солнечный удар! Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой. Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.  

     При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, на переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.   

     Купание – прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.  

     При купании необходимо соблюдать правила:  

  • Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды.
  • В воде дети должны находиться в движении.
  • При появлении озноба немедленно выйти из воды.
  • Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.  

Как полюбить плавать. 

     Если ваш ребенок боится воды, то стоит сначала научить его стоять, ходить, бегать и прыгать по пояс в воде. В этом вам поможет выполнение заданий в игровой форме. 

     "Догоняй меня – догоню тебя". Попробуйте увлечь ребенка в воду, попросив его: "догоняй меня!" или "убегай от меня". 

     "Поменяемся местами". Возьмитесь с ребенком за руки и встаньте на более глубокое место в море. Затем попросите малыша поменяться с вами местами. Как вариант этой игры, можно меняться местами с ребенком при движении вдоль берега. 

     "Кто выше прыгнет". Попросите ребенка присесть в воду, оттолкнуться ногами от дна, выпрыгнуть из нее как можно выше. 

     "Енот полоскун". Необходимо наклониться к воде и выполнять движения руками вверх-вниз (стираем) и из стороны в сторону (поласкаем). 

     "Лодочки". Ребенок встает лицом к берегу, это лодочки у причала. Вы командуете: "подул ветер". Лодочки расплываются в разных направлениях. По команде: " Раз, два, три место свое найди", необходимо вернуться на свое место. 

     "Фонтанчик". Из положения упора на прямых руках сделать поочередные поднимания и опускания ног. При этом попросите ребенка создать как можно больше брызг из воды. Ноги при этом в коленях не сгибать. 

Такой же "фонтанчик" можно сделать, но уже из положения лежа на спине, руки в упоре сзади. 

     "Как кипит чайник". Если ваш малыш безбоязненно справляется с предыдущими заданиями, то можно предложить ему опустить голову в воду и сделать выдох, сложив губы трубочкой.  

     Старайтесь как можно чаще хвалить малыша. И если он все же боится выполнять задания, не настаивайте на этом. Терпение - важное качество в обучении плаванию! 

(опубликовано 18.05.2020)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ С РЕБЕНКОМ 

Лето - особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. 

Лето – известно нам как время отпусков, ждут и дети и взрослые.
Взрослые имеют большой опыт летнего отдыха в городе и на даче, на берегу реки или моря. Маленькие дети, напротив, такого опыта не имеют и ждут повторения прошлого или новых идей от взрослых: воспитателя в детском саду, родителей в семье. Дошкольникам радостно отдыхать как на юге, где есть море и можно загорать, купаться, играть с водой, так и на даче или в деревне с родителями или бабушкой и дедушкой.
Как бы ребенок не проводил каникулы, он воспринимает это как -лучший способ отдохнуть. Дети обладают достаточной фантазией, чтобы найти себе занятие и не скучать.
 

Выбирая для ребенка место для летнего отдыха, следует учитывать особенности его здоровья, нервной системы. 

Отправляясь к южному морю, особенно на короткий период, родителям надо помнить, что такая поездка требует большой перестройки детского организма. 

Детям с ослабленным здоровьем на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей. Пребывание в горах, особенно в местах, где растут сосны, благотворно влияет на сосудистую и нервную систему.
         Но подвижным, эмоциональным детям в сосновых лесах и в горной местности отдыхать и лечиться не рекомендуется, так как эти природные условия приводят к чрезмерному возбуждению их нервной системы. 
           Неорганизованный отдых (т.е. не в санаториях и здравницах) на юге, у моря, как правило, требует больших усилий родителей по выполнению режима и правил питания. Иначе, могут быть неприятные последствия –солнечные ожоги, ухудшения сна, аппетита и, наконец, солнечные и тепловые удары.
 

Следует помнить и о том, что после возвращения домой снова требуется акклиматизация, которая не у всех детей проходит легко.
Ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном климате – на природе в загородной местности, т.е. на даче. А там –солнышко ярче, трава зеленее, воздух чище, чем в городе. Малыш сможет порезвиться в саду, поесть свежих овощей, ягод, фруктов. Лето в средней полосе России прекрасно, хотя оно короче, чем нам бы хотелось. Так что его надо использовать с максимальной пользой для здоровья ребенка, чтобы он вернулся в город окрепшим, закаленным, загорелым и веселым.
Ну, а если нет возможности вывезти ребенка из города, можно с пользой провести летние выходные дни. Можно пойти на речку, отправиться в луг за ягодами или совершить семейный поход в лес. Очень полезно для ребенка совершать недлительные прогулки в парк или сквер. При этом не забывать, что одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка (панама) удобной, обувь по размеру. По ходу прогулки наблюдайте за окружающим. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на стволы, ветви, листья. Тонкий ствол дерева (березы, клена, рябины) можно обхватить руками одному, толстый ствол дуба можно обхватить, если всей семьей взяться за руки. Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево, которое следует быстро определить и добежать до него). Обратите внимание на кору деревьев. Рассмотрите кору на березе. С южной стороны ее кора гладкая, с северной – грубая, с трещинами, наростами.
 

Знание этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу.
Под деревьями можно найти желуди, шишки, которые пригодятся для создания интересных поделок. Вместе с ребенком полюбуйтесь цветами, прислушайтесь к звукам, которые издают насекомые, наслаждайтесь пением птиц. Встретив на прогулке ручеек, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движением по течению. Объясните ребенку, что растения очищают воздух.
 

Дома предложите ребенку зарисовать свои впечатления от прогулки. Из собранных природных материалов смастерите поделки, которыми можно украсить дом или принести их в детский сад.
Гуляя с ребенком, напоминайте им правила поведения в природе и сами неукоснительно выполняйте их.
А эти правила очень просты:
 

- не разбрасывайте фантики, бутылки и другой мусор; 

- не рвите и не разрешайте детям бесцельно рвать цветы, лекарственные и другие растения, ломать ветки деревьев; 

- не ловите и не позволяйте детям ловить и убивать бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей, пчел и других насекомых; 

- ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки; 

-не позволяйте детям разорять муравейники и птичьи гнезда. 

Лето –не только время путешествий, но и наиболее благоприятная
пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.
 

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А родители обязаны помнить, что солнце хорошо, но в меру! Самая большая опасность –перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Загорать ребёнку следует не под прямыми солнечными лучами, а в тени, лучше во время игр и в движении.
Прекрасное закаливающее средство – купание. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. Не допускайте переохлаждения ребенка при купании.
 

В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый!!!

                                                                   (опубликовано 07.05.2020)

Консультация для родителей 

«Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов зрения.

ОСАНКА – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета.

ПЛОСКОСТОПИЕ. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах. Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Причины и факторы, способствующие нарушениям осанки:

  1. Нерациональный режим (раннее усаживание ребенка раннего возраста в подушки, ношение ребенка постоянно в одной руке, преждевременное (минуя стадию ползания) начало обучения ходьбе, привычка во время прогулок постоянно держать ребенка за одну и ту же руку.
  2. Частые хронические заболевания, продолжительная болезнь ребенка (гипотония мышц, рахит, пороки развития позвоночника, близорукость, косоглазие, туберкулез и т.д.).
  3. Неправильная поза, с использованием инвентаря, не отвечающего возрастным особенностям детей, при выполнении различных видов деятельности (рисование, работа на земельном участке и т.д.). Неправильный подбор мебели, сильно высокий или низкий стол.
  4. «Вредные привычки»:

·         сидеть горбясь,

·         стоять с упором на одну ногу,

·         ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами,

·         рисовать, рассматривать картинки, читать лежа на боку (особенно при длительном постельном режиме в период болезни).

  1. Неправильная организация ночного сна детей (узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки); привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело, поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника.
  2. Однообразные интенсивные движения:

·         отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате;

·         прыжки на одной и той же ноге (игра в «классики»);

·         длительная езда на велосипеде, особенно при занятии таким видом спорта (человек сидит за рулем велосипеда с резко согнутым корпусом и наклоненной вперед головой);

·         занятия только боксом без общей физической подготовки – поднимаются плечи, корпус несколько нагибается вперед, в результате чего образуется сутулая осанка;

·         при распашной гребле и гребле на каноэ.

  1. Перетягивание живота в верхней его части тугими резинками, поясами – этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.
  2. Понижение слуха на одно ухо (человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему).
  3. Нарушение обмена в соединительной ткани, к которым часто имеется наследственная предрасположенность.

         Профилактика плоскостопия

  1. Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы (ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля). В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание).
  2. Ношение рациональной обуви:

·         соответствие обуви длине и ширине стопы;

·         иметь широкий носок и широкий каблук (для дошкольников 0,8 см, для младших школьников 1-2 см);

·         иметь эластичную подошву;

·         двух-трехлетним менять обувь на большую 2-3 раза в год, каждый раз на номер больше, четырех-шестилетним – два раза;

·         не допускать, чтобы ребенок ходил постоянно в кедах, кроссовках, резиновой обуви; стелька – супинатор.

  1. Ограничение нагрузки на нижние конечности.
  2. Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается).

Профилактика нарушений осанки

  1. Необходима правильная организация общего и двигательного режима.
  2. Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).
  3. Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком»). Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.
  4. Постель должна быть жесткой, подушка плоской.
  5. Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).
  6. Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.

Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить. По данным НИИТО, 30-40% дошкольников имеют нарушения осанки, а среди школьников – 90%. Значит, именно в детском саду надо начинать профилактику и лечение нарушений осанки и плоскостопия.  

(опубликовано 18.04.2020)

Игры по дороге в детский сад

«Учим цвета» 

  Улица - замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге, обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша, какого цвета машину он видит. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера (большие – маленькие) и геометрических форм (круглый, квадратный, треугольный). Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.

«Сосчитай»

     Потренируйте ребенка в количественном счете. Попросите сосчитать, сколько вам на пути попадется зеленых автомобилей, или пешеходов с собаками, или людей с детскими колясками. Кроме того, что ребенок повторит счет, игра хорошо развивает внимание 

Игры на кухне.

     Значительную часть времени родители,  и дети могут проводить на кухне. Кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные знания, умения и навыки. 

Увлекательными могут быть игры с тестом. Из обычного теста можно слепить фигурки, как из пластилина, посыпать сахаром и запечь. Получится вкусная и интересная «игрушка». Или соленое тесто. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить для цветного теста), две столовые ложки растительного масла – все смешать. Лепите с ребенком все, что захочется!

     Ежик.

     Набрать коротких тонких макаронин. Сделать из теста короткую толстую колбаску и воткнуть в нее макаронины: получится ежик, пусть ребенок отвечает полным предложением «Ежик маленький, колючий». 

     Будем играть в слова на кухне. Как одним словом назвать прибор, который рубит мясо? (мясорубка). Режет овощи? (овощерезка). Вварит кофе? (кофеварка).  Выжимает сок? (соковыжималка).  Мелет кофе? (кофемолка).Какой получается сок из ягод, фруктов и овощей: винограда (виноградный), вишни (вишневый), слив (сливовый), яблок (яблочный), груш (грушевый, моркови, лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот – из чего получается гранатовый сок? Сортируем овощи и фрукты. Все овощи и фрукты сортируем по цвету и форме, можно их посчитать. Прекрасная развивающая игра. Угадываем звуки, запахи, вкусы. Просим ребенка закрыть глаза и попытаться отгадать звуки льющейся воды, звон чайной ложки в стакане, пересыпаемых круп (фасоль, рис, манка), запахи продуктов, вкус различных фруктов, овощей. Можно поменяться с ребенком ролями. Используя фрукты, овощи, различные столовые предметы, можно научить детей узнавать и различать их на ощупь. Сложив все в пакет, попросите ребенка ощупать и определить каждый из них. 

     Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. 

    Фигурки и формы на магнитах, которыми украшают кухню, помогут придумать новые задания и игры. Например, расположить магниты в определенном порядке: сначала только по форме, потом только цвету, или посчитать их и т.д. 

Уважаемые родители ваша задача помочь ребенку использовать в речи словаобозначающих  действия и признаки предметов. Научить комментировать свой ответ полным предложением. 

Удачи совместной  работе с детьми, развивайте всестороннюю речь ребенка.           

   (опубликовано 03.02.2020)

Консультация для родителей 

«Роль физических упражнений в жизни ребёнка» 

Дошкольный возраст является самым важным периодом для физического развития детей. В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон и интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора головного мозга, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворить свою биологическую потребность в активных движениях.

Именно поэтому движение имеет огромное значение для развития физиологических систем растущего организма, оказывает мощное влияние на формирование психических процессов, интеллекта, речи, на формирование личности ребенка в целом. Еще Авиценна считал: «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна». Физические упражнения следует еще рассматривать и как средство, способствующее оздоровлению детского организма. 

Научно доказано, что физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие. 

Занятия физической культурой не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах. 

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. 

Регулярные занятия физическими упражнениями в детском возрасте важны для обеспечения гармонического физического развития, пропорционального формирования скелета, мускулатуры и внутренних органов, предупреждения нарушений осанки, плоскостопия, дисгармонии между быстрым увеличением размеров тела и зрелостью внутренних органов. Весьма важны повышенные устойчивости и уравновешенности нервных процессов и психики, снятия повышенной возбудимости. У систематически занимающихся детей не только выше все параметры физического развития и больше их ежегодный прирост, но и значительно выше функциональные возможности нервной и сердечно - сосудистой систем, дыхательного аппарата и сопротивляемость организма к утомлению. Физическая работа является неисчерпаемым источником сил и здоровья, создает приподнятое и жизнерадостное настроение.

(опубликовано 20.12.2019)

Консультация для родителей 

 «Режим будущего школьника» 

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный тру, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребёнкародители могут успешно подготовить его к обучению в школе. 

Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учёбы. 

Режим – это рациональное и чёткое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Рассмотрим подробнее составные части режима. 

Огромное значение в поддержании работоспособности первоклассника имеет сон. Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна – 10-12 ч. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение. 

Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна.

Для этого нужно следующее: 

приучить ребёнка ложится, и вставать в одно и тоже время. Когда ребёнок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовится ко сну; 

время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение; 

перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребёнка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко, разговаривать); 

ребёнок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

Питание. Пища нужна ребёнку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребёнка процессы роста происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины

Белки, содержащие в молоке, мяе, рыбе, яйцах, - основной источник материала для построения тканей. 

Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению обмена веществ. В пище детей должны содержаться жиры животного и растительного происхождения. 

Углеводы, имеющиеся в сахаре, крупе, картофеле и мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергией. Если потребление углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры. 

Минеральные вещества и витамины способствуют нормальному росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ 

Полноценное питание детей предусматривает соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (или 1:1:4). Если соотношение нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо. 

Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребёнка учат, есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды и заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на выделения желудочного сока и последующем пищеварении. 

В распорядке дня старшего дошкольника строго предусматривается режим питания, который не должен нарушаться. 

Ребёнок старшего возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые помогают ему сохранить здоровье и способствуют правильному развитию. Он должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию. 

День будущего школьника начинается с утренней гимнастики, которая благотворна, действует на его общее состояние и самочувствие. Проснувшейся ребёнок соплив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утреней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность. Учитывая, что мышцы ребёнка 6-7 лет недостаточно развиты, характер, и количество упражнений должны быть строго дозированы. Детям этого возраста рекомендуется не более 5-7 упражнений. Во время гимнастики ребёнок должен быть легко одет: майка, трусы и тапочки. Утреннею гимнастику необходимо проводить при открытой форточке. После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание). 

Кожа детей нежна, легко ранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой. 

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность. 

(опубликовано 19.11.2019)

Приучаем ребенка к активному образу жизни 

Физическое развитие в раннем возрасте тесно связано с умственным развитием ребенка.Раскрепо­щенный в движениях ребенок больше узнает о мире, его мозг получает больше информации для размышлений. Малыш чувству­ет себя увереннее, более контактен со взрослыми и со сверстника­ми. Поэтому важно не только совершенствовать основные движения маленького человека (ходьба, бег, прыжки, броса­ние), но и предложить ему ощутить связь движений со сло­вом, научить согласовывать свои действия с действия­ми других.

Чтобы ребенок легко воспринял здоровый, активный образ жизни, он должен быть естественным для всей семьи. Пусть малыш видит, что вы тоже делаете зарядку, бегаете, принимаете прохладный душ: дети очень любят подражать. Как верно заме­чено, личный пример,возможно, не идеальный метод воспита­ния ребенка, но это самый эффективный способ влиянияна него. И если родитель говорит, как нужно поступать, а сам по­ступает по-другому, ребенок скорее воспримет то, что видит.

Мудро подходите к одеванию своих детей.Одевайте ре­бенка так, чтобы одежда не сковывала движений, позволяла ему всласть бегать, прыгать, лазать, ползать, играть в песке. Прежде чем бранить ребенка за испачканную или разорванную вещь, за­дайтесь вопросом: «Что для меня на самом деле важнее: одеж­да или развитие моего ребенка?».

Прекрасная возможность для физического и нравствен­ного развития самообслуживание и помощь взрослым.Малыш может приносить свой стульчик, учиться застилать кро­вать, одеваться, справляться со шнурками и пугови­цами. Приучите ребенка складывать игрушки по­сле игры, поначалу делая это вместе с ним: он и к порядку будет привыкать, и трениро­ваться (собирая игрушки, много раз накло­нится, присядет, осторожно перешагнет через лежащие на полу предметы). С огромным удовольствием (чувствуя себя взрослым) малыш будет помогать вам по дому: подаст ложку со стола, принесет овощи для готовки, высыплет очистки в мусорное ведро. Проявляйте терпение на первых порах, когда   малыш что-то может делать медленно и не очень ловко.Не торопите малыша и сами себя в своих ожиданиях – всему свое время. Ведь у вас тоже не все сразу получалось.

Полезным и радостным событием для ребенка может стать совместная уборка квартиры: выделите ребенку маленькую тряпку, которой он может вытирать пыль и даже вымыть уголок пола; заведите специально для него маленький веник. Вам это может показаться ненужной тратой времени, но если вы посмотрите на мир глазами ребенка, то поймете, как важно участие в подобных делах для его развития.

Итак, помните, что приучать ребенка к активному образу жизни можно не только посредством выполнения им физических упражнений, но и в ходе повседневных дел и общения. Определяющим моментом здесь выступают ваше желание, терпение, способность откликаться на желания и позывы своего ребенка.

                  (опубликовано 15.10.2019)

09876

                   (опубликовано 03.09.2019)

201000

                                 (опубликовано 10.03.2019)

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ  ПРАЗДНИКИ  В  ДЕТСКОМ  САДУ

         Физкультурно-спортивный празд­ник, одна из форм активного отды­ха детей и взрослых, включает раз­нообразные виды физических упражне­ний (гимнастика, подвижные и спортив­ные игры, спортивные упражнения) пре­имущественно на открытом воздухе в со­четании с элементами драматизации, хо­реографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.

         Праздник это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вы­звать у ребенка положительные эмоции, отвлечь от «ухода» в болезнь. Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождаются спон­танными комичными ситуациями, вызы­вают искренний смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает пра­здник незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нару­шений в состоянии здоровья. Давно изве­стно, что хорошее настрое­ние, настрой на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.

         При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников дети полу­чают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творче­ство, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

         Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности

         Анализ научно-методической литера­туры и опыт организации физкультурно-спортивных праздников с дошкольника­ми, в том числе собственный, позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.

         В ходе любого праздника осуществляет­ся комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится глав­ная задача, в соответствии с которой под­бирают тематику и содержание, определя­ют методы и приемы работы.

         По домини­рующей задаче целесообраз­но выделить следующие праздники:

• Формировать здоровый образ жизни. Это тематические праздники типа «Солн­це, воздух и вода - наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Приключения Не-болейки», «В гостях у Айболита» и т.п. Пра­вильно подобранные тематические по­движные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здо­ровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) поз­воляют формировать положительное от­ношение к закаливанию, физкультуре, ги­гиеническим процедурам, режиму дня.

• Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным дости­жениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными осо­бенностями этих праздников является включение в их программу игр с элемента­ми командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материа­ла, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпий­ском движении, российских спортсменах. Тематика таких праздников разнообразна: «Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты».  

• Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совме­стной с взрослыми деятельности, музы­кального сопровождения, забавных атри­бутов и т.п.

• Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способно­сти. Хорошо продуманная мотивация дей­ствий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закал­ки), взаимосвязанные задания-испытания делают этот праздник весьма привлека­тельным для детей 6-7 лет. Их деятель­ность в этом случае менее регламентиро­вана: они сами находят выход из критичес­кой ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрприза­ми погоды. Тематика определяется интере­сами детей и  возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны, «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».

•  Демонстрировать спортивные до­стижения. Такой праздник обычно сов­мещается с итоговыми событиями в жиз­ни детей: окончание учебного года, вы­пуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») – или сезонными измене­ниями: конец зимы, лета («Лыжные сорев­нования, «Велосипедные гонки», «Празд­ник русалок») 

Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по темати­ке и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном детям ма­териале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибу­тов национальной одежды, инвентаря.

• Формировать познавательную ак­тивность. Цель – расширять и система-зировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т. д. В праздники включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и : викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.п. Знания детей проверяются при решениисоциально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической ката­строфы; как наладить контакт с внезем­ными цивилизациями; как освоить пра­вила безопасной жизнедеятельности. Пу­тешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементар­ные представления в области географии, истории, естествознания и других наук 

• Воспитывать нравственные качест­ва. Такие праздники особенно значимы для разновозрастных и разнополых коллекти­вов, в которых создаются благоприятные условия для формирования дружеских вза­имоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому Игровая дея­тельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуа­ции, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду ге­рою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обыч­но на две и более команд (моряки-путеше­ственники и аборигены, земляне и при­шельцы, люди, животные и птицы) и вклю­чаются в совместную борьбу с общими вра­гами (зло, страхи, жестокость, зависть).

 

         По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом.

• Комбинированный. Строится на осно­ве сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражне­ний. Его преимуществом является воз­можность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с эле­ментами спорта, а младших и средних до­школьников – к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.

• На основе спортивных игр (проведе­ние между параллельными группами чем­пионата по футболу, баскетболу; хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хоро­шо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные вы­ступления девочек и игры для болельщи­ков. Если уровень двигательной подготов­ленности детей недостаточно высок, то праздник может  принять  форму соревнований между командами на скорость и ка­чество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать тен­нисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т.п.). Можно также вклю­чить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллек­тивных соревнований.

• На основе спортивных упражнений, Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, ката­ние на санках зимой или катание на вело­сипеде, роликах, самокатах летом). В со­держание праздника могут быть включе­ны спортивные упражнения одного вида (например, плавание),

• На основе подвижных игр, аттрак­ционов, забав. Это наиболее распростра­ненный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально обору­дованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.

• Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы позна­вательной, изобразительной деятельнос­ти, театра и т.п.

         По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:

 • Игровые (проводятся с детьми всехвозрастов) 

• Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет). Участники двух и более ко­манд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реаль­ным или воображаемым персонажем. 

• Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражне­ния связываются единой темой и идеей. 

• Творческие. Их цель – формирование творческой активности, умения самостоя­тельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поис­ковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требу­ет от взрослого высокого профессионализ­ма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственны, ми за ход и результаты своих действий.

 

         По месту проведения праздники де­лятся так:

 

• на спортивной площадке или стадионе 

• в природных условиях (в лесу, у водо­ема, в парке);

• в спортивном зале; 

• в бассейне.

 

         По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать сле­дующим образом. 

•  Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как пра­вило, строится на подвижных играх, ат­тракционах и забавах, в которых (пооче­редно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массо­вых играх, хороводах и танцах одновре­менно принимают участие все желающие.

• Праздник может быть организован на основе объединения детей одного возрас­та или близких по возрасту. Если он стро­ится на играх с элементами соревнования или спортивных играх, то участниками яв­ляются дети 6-Jлет. Если это праздник-развлечение, в котором преобладают сю­жетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4-5 лет. 

• Праздник можно провести как весе­лое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки-, дедушки, братья и се­стры. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты, в которые включаются дети 2-3 лет (задание - проползти между ног своих братьев и сестер) и бабушки (задание – как можно быстрее одеть своего внука). 

• С применением спортивного, физкуль­турного и пуристического инвентаря. 

• С использованием природного мате­риала, (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камуш­ки, пеньки, бревна и т.п. - в зависимости от сезона и природного окружения).

• С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды), лестница, бельевая ве­ревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бу­тылки, наполненные песком, и т.п. 

• С сюжетными игрушками и игровы­ми пособиями для детей младшего возра­ста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).

 

         Классификация праздников в зави­симости от сезона традиционна. (Это четыре сезонных праздника.)

 Методика организации любого празд­ника - достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, прове­дения и подведения итогов.   Подготовка к празднику - это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкально­го сопровождения, оформление площад­ки или зала, подготовка спортивной фор­мы, эмблем, приглашений и т.п. Возглав­лять подготовительную работу может ин­структор по физической культуре или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сест­ры, родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от се­зона, возраста участвующих, наличия ин­вентаря, интересов детей.

         Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 чет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длитель­ность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.

 

         При составлении плана-сценария праздника необходимо:

• обеспечить постепенное возрастание  физической и психической нагрузки;

• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и задана направленных на снятие напряжения;

• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно

• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

•  сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонаже:

         Наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовлена атрибутов, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников. Такая работа вполне по силам старшим дошкольникам под руководством взрослого. Заметим, что необязательно приобретать дорогостоящие призы, ребенку важны не стоимость, а любовь и внимание, которые ему оказаны. Поэтом взрослые должны, прежде всего, знать индивидуальные особенности каждого участника, чтобы приз стал для него действительно ценным.

         Для массовых праздников можно сде­лать простые, но симпатичные сувениры (воздушный шарик, яблоко, шоколадная медалька и т.п.). Самое главное, каждый ребенок должен быть награжден незави­симо от места, которое он занял.

         Особое внимание нужно уделить под­бору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение  обеспечивает соответствующий

эмоциональный настрой, помогает синхрон­ному выполнению физических упражне­ний, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений (парад, комплекс ритмичес­кой или утренней гимнастики) и музы­кальные заставки, фоновую музыку для ат­тракционов, сюрпризных моментов, на­граждения и т.д.

         Сценарии праздников обычно предус­матривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Есте­ственно, здесь без подготовки не обой­тись. Однако следует отказаться от репе­тиций, муштры и натаскивающих тре­нировок. Помните, что праздник органи­зуется для детей, а не зрителей и гостей. Поэтому на нем уместны экспромт, живое, непринужденное общение, а не прорабо­танный и заученный по сценарию диалог с заранее выученными ответами детей. Аб­солютно неприемлемы репетиции сюр­призных моментов в присутствии участ­ников праздника. Отсутствие таинства, чуда, рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным меро­приятием с заранее известным концом.

         Проведение праздника необходимо по­ручить ведущему, обладающему личност­ными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказы­вает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприя­тия и регулировать физическую, психиче­скую и эмоциональную нагрузку. Жела­тельно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выпол­нить то или иное упражнение.

         Облегчить задачу проведения праздни­ка можно, включив в сценарий двух веду­щих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиден­ная ситуация.

         В назначенный для проведения празд­ника день с утра уже должна быть создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок (или группа детей) вмес­те с воспитателем или его помощником отвечает за конкретную часть подготовительной  работы:  кто-то разносит пригла­сительные билеты, кто-то расставляет скамейки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло... Про­фессионализм организаторов заключает­ся и в том, чтобы вовлечь в процесс подго­товки праздника всех, не пресекать ини­циативу детей, а предоставить им возмож­ность ощутить себя полноправными хозя­евами мероприятия.

         Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно раз­делить на три части.

         Первая - вводная часть может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажи­ганием олимпийского факела. Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участни­ков и болельщиков, включая взрослых; нео­жиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех при­нять участие в массовых играх, аттракцио­нах и потехах. Зимой праздник можно на­чать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть на­чало праздников-игр в спасателей, путеше­ственников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей. Вариантов много...

         Основная часть праздниканаправлен­ная на решение его главной задачи, напол­няется соответствующим двигательным содержанием; играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сце­нарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходи­мо продумать, как обеспечить участие всех. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый? или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и нерешитель­ные остаются не у дел. В этом случае мож­но сделать так: каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты могут быть разного цвета, формы и т.п.); в ходе празд­ника ведущий приглашает к участию в ка­кой-либо игре только тех, у кого билет в форме красного кружка, а к участию в со­ревновании «Прыгуны» тех детей, у кото­рых билет в форме зайца. Раздавать биле­ты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал себя лишним. Так, если  мальчику  достался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это упражнение,то он будет чувствовать себя ущемленным  в  паре  сдевочкой или просто откажется от участия. Поэтому заранее нужно решить, кому какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций.

         Если праздник носит массовый харак­тер, то у ведущего  должно быть несколько помощников из числа воспитателей или ребят-школьников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечи­вать музыкальное сопровождение, вру­чать подарки.

         На празднике с ярко выраженной со­ревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление от­дельных участников или команд. Для это­го заранее выбирается жюри из трех-пя­ти человек и на видном месте размещает­ся табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетболь­ные корзины, в которые забрасывают мя­чи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраи­вание башни из строительного материа­ла: чья башня выше, тот и победил и т.п.

         Подводить итоги необходимо и по хо­ду, и в конце праздника. После каждой иг­ры-эстафеты, соревнования ведущий мо­жет сам подвести итог и оценить физиче­ские и морально-волевые качества ко­манд в целом и отдельных игроков. Пре­доставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превра­щать праздник в сплошные выступления взрослых.

         Ведущему нужно быть весьма деликат­ным при подведении итогов: дети ранимы, они не могут адекватно оценить свои спо­собности и болезненно переживают неудачи. Поэтому необходимо, во-первых, правильно сформировать команды: они должны быть приблизительно одинаковы   по силам и с равным количеством мальчиков и девочек; во-вторых, тактично говорить о победах и поражениях, поддержи­шь в детях дух оптимизма, уверенность. В конце праздника можно запланировать такую игру в которой победа проигрывающей команды гарантирована. Например, ведущий предлагает обеим командам игру «Ловишка». Догоняя детей,  он осаливает только игроков из побеждающей команды. Это помогает спланировать явное преимущество одной из команд. В результате к концу праздника «побеждает дружба». Организаторы могут и пользовать другой способ выравнивания результатов: одна команда награждается номинации «Самая ловкая и быстрая», другая - «Самая дружная и веселая».

         Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание  и время включения в ход праздника зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым и сопровождаться музыкой, необычными звуками (так, свист извещает о появлении Соловья- разбойника, цоканье копыт - тройки). Если праздник проводится в помещении, то можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя фонарями и т.п.).

         В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец.

         Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблем: сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуюте родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Литература:

Н. Бочарова «Физкультурно-спортивные  праздники  в  детском  саду» /Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 (46) 2004 г.

                                    (опубликовано 02.02.2019)

РАСТИМ   ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

СЕМЬЯ — первый скульптор, который формирует мягкую, как воск, неоформленную душу и ум, волю и характер ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семьи. Несомненно, что свои первые жизненные ус­тановки он получает именно в семье.

Полноценное здоровье и гар­моничное физическое развитие ре­бенка — то, к чему стремятся все родители. Для реализации этой мечты нужны не только ра­циональное питание, положитель­ный психоэмоциональный фон, но и формирование хороших привы­чек, грамотно организованный процесс физического воспитания. Чтобы добиться позитивных ре­зультатов, необходимо тес­ное сотрудничество семьи и дет­ского сада. 

В первую очередь родители должны стать эмоциональной опо­рой для ребенка. Очень важна помощь семьи в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду: дать ему возможность постепенно привы­кать к новым условиям, максимально подробно и точно отвечать на все вопросы педагогов, продумать, какие лю­бимые вещи, игрушки, книги малыш возьмет с собой в группу детского сада.

Родители должны обеспечить дошкольное учреждение полной информацией о здоровье ребенка. Режим сна и пи­тания, диета, принятые в детском саду, нужно соблюдать и дома.

Воспитателям намного легче работать, если в домашних условиях продолжается формирование привычек, вырабаты­ваемых в детском саду: 

• умываться; 

•  принимать по утрам и вечерам душ или мыться до пояса; 

•  мыть ноги летом и перед дневным сном; 

•  следить за состоянием рук, мыть их после прогулки; 

•  пользоваться унитазом и туалетной бумагой;

•  чистить зубы и полоскать рот после еды;

• правильно   применять   предметы индивидуаль­ного пользования — расческу, полотенце, носовой платок.

 

Взрослые должны хвалить ребенка за проявление са­мостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур.

Необходимо обеспечить правильное освещение тех мест в квартире, где ребенок рисует, просматривает книги. Он дол­жен правильно сидеть у телевизора не более 15—20 мин. на расстоянии 2—2,5 м от экрана прямо перед ним. 

Если ребенок возбужден, уменьшите интенсивность ос­вещения. Для формирования правильной осанки роди­тели должны приучать дошкольника контролировать позу за столом.

Важно правильно подобрать обувь для ребенка, соответ­ствующую размеру стопы, имеющую небольшой широкий каблук, устойчивую и удобную.

В условиях семьи дошкольников также нужно знако­мить с правилами этикета, поддерживать соблюдение прави­ла поведения за столом, уметь сер­вировать стол, пользоваться ножом и вилкой, салфетками.

В выходные и воскресные дни желательно соблюдать режим дня. Родители должны знать, что ре­бенку во время прогулок необходи­мо много и свободно двигаться, так как именно в двигательной актив­ности он находит место своей не­уемной энергии и фантазии, она стимулирует эмоции, речевую и мыслительную деятельность, са­морегуляцию.

Очень хорошо ввести семейную традицию занятий спортом, при­общать ребенка к ходьбе на лы­жах, катанию на коньках, на ве­лосипеде, спортивным играм, плаванию. Играя с ребен­ком, взрослые должны воспитывать умение подчинять­ся общему правилу, контролировать проявление эмо­ций и поведение, формировать психологическую устой­чивость к неуспеху.

Нет ничего лучше, если в семье сохраняется радост­ная, эмоционально-положительная атмосфера, суще­ствуют и поддерживаются традиции семейных праздни­ков, досугов, а родители содействуют духовному обога­щению дошкольника: совместно посещают театры, кон­церты, цирк. 

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Вы всегда должны помнить, что являетесь для ребенка примером для подражания. Поэтому не ленитесь отзывать­ся на проявляемую детьми инициативу в общении. Стреми­тесь быть человеком, который может чему-то научить, быть интересным собеседником, партнером по игре и со­вместной деятельности, компетентным и терпимым.

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить с детства береж­но относиться к самому себе, сохранять, развивать, приум­ножать то, что дано самой природой.

 

Литература:

1. О. Кленовская  «Растим   здоровогоребенка»  Журнал  Пралеска» № 12 (33), 2003 г.

 

Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг

Да - 100%
Нет - 0%
The voting for this poll has ended